Загрузка …
Главная/Советы/ Через год после инсульта
Через год после инсульта





У одних больных движения и речь восстанавливаются в первые недели или месяцы после инсульта, у других остаются слегка затрудненными, а у третьих значительно ограниченными. Степень восстановления речи и движений зависит, прежде всего, от величины поражения в головном мозгу зон, которые ведают движениями или речью. Чем поражение больше, тем медленнее и хуже восстанавливаются нарушенные функции. Наиболее интенсивно процесс восстановления идет в течение первого года, а затем он все более замедляется, и в дальнейшем в основном происходит приспособление больного к имеющимся дефектам.

И если у перенесших инсульт все еще плохо работает парализованная рука или нога, они должны продолжать тренировки и главное внимание уделять развитию навыков самообслуживания. Для этого совсем не нужны повторные госпитализации, так как с успехом можно тренироваться дома. К тому же дома, как говорится, и стены помогают, а это очень важно!

Надо сказать, что некоторым больным, перенесшим инсульт, свойственно безразличное отношение к своему состоянию. Лечебной гимнастикой они занимаются только в присутствии методиста, и то неохотно. В течение дня упражнения не повторяют, в свободное время лежат в постели или сидят у телевизора. У таких больных плохо восстанавливаются даже легкие нарушения двигательных функций. Они зачастую беспомощны в быту. И это объясняется отнюдь не ленью, как иногда считают их близкие, а поражением определенных областей мозга. Подобных больных следует терпеливо побуждать к действиям. Однако, если они плохо себя чувствуют или не в настроении, не заставляйте их заниматься во что бы то ни стало.

Спустя год после инсульта следует продолжать бороться с чрезмерно повышенным мышечным тонусом. Одним больным назначают специальные гимнастические комплексы и лекарства или точечный массаж, другим лечение холодом (криотерапия), третьим — теплом (парафин, местные ванны). Иное дело, если тонус больной руки или ноги повышен незначительно. Снижать его не следует, ибо значительное снижение мышечного тонуса увеличивает слабость в ноге или руке. Вот почему так важны повторные осмотры невропатолога, который подскажет, как поступить в каждом конкретном случае. Тем, кто начал вставать и ходить, необходимо продолжать тренировки — ходить по неровной поверхности (земле, песку, гравию), по лестнице, подниматься на небольшие пригорки. Поскольку у большинства больных отвисает стопа, на прогулку им лучше надевать специальную ортопедическую обувь, фиксирующую стопу, или высокие ботинки, сапоги, валенки.

Особенно активно необходимо тренировать навыки самообслуживания. Большинство больных, как правило, сами держат ложку и вилку, встают с постели, пользуются туалетом. Но многие еще не умеют одеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, обуваться. Кстати, тем, кому трудно шнуровать ботинки, следует приобрести обувь на молнии.





Конечно, больному человеку требуется помощь близких, но это не означает, что надо стремиться предупредить каждый его шаг. Излишняя опека, прежде всего, мешает восстановлению движений. Наоборот, старайтесь чаще привлекать больного к выполнению посильной домашней работы. Это не только тренирует его двигательные навыки, но и улучшает настроение, способствует самоутверждению. Обучите больного пользоваться выключателем, дверными запорами, оконными задвижками, научите его открывать и закрывать кран, брать телефонную трубку. Желательно, чтобы все это он делал по возможности больной рукой или с ее участием. Когда человек овладеет этими движениями, его уже можно подключать к уборке квартиры, мытью посуды, приготовлению пищи. Круг обязанностей расширяйте постепенно, при этом необходимо добиваться, чтобы то или иное посильное поручение больной выполнял сам, без посторонней помощи. Труднее всего самостоятельно мыться в ванне, но постепенно и этому его можно научить.

Перенесшие инсульт не всегда в состоянии вернуться к прежней трудовой деятельности, и тогда им приходится переучиваться. Не по одиноки случаи, когда юрист с нарушениями речи стал хорошим часовщиком, а столяр с парезом руки вполне справлялся с работой табельщика. Однако таким больным запрещается работа в ночную смену, работа на холоде, в жару, с повышенным уровнем шума, связанная с командировками.

Речь восстанавливается подчас медленнее, чем движения. Этот процесс может продолжаться год, три и более, и здесь неоценима роль семьи. Ни в коем случае нельзя допускать речевой изоляции больного! Трудно надеяться на восстановление у него речи, если он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, не приглашают для участия в общей беседе, обсуждении домашних проблем. Родные и близкие должны помнить, что с больным надо больше говорить, даже когда он не отвечает на вопросы. Это способствует восстановлению у него понимания речи. Если больной хорошо себя чувствует, занятие лечебной гимнастикой и занятие по восстановлению речи могут продолжаться по 30—40 минут. Выполнять каждое из них можно 1—2 раза в день. В тех случаях, когда во время занятий у больного возникают головная боль, головокружение, одышка, слабость, повышается артериальное давление или учащается сердцебиение, занятие надо сократить до 20—10 минут.

Лечебная гимнастика

Несмотря на то, что времени после инсульта прошло достаточно, следует продолжать так называемое лечение положением.

Через год после инсульта Через год после инсульта

У постели больного со стороны парализованной руки ставят табуретку с большой подушкой, а на нее кладут кисть больной руки с разведенными и выпрямленными пальцами, ладонью вверх (это положение можно зафиксировать лангеткой). Рука должна быть выпрямлена в локте и расположена под прямым углом к туловищу. Под мышку больному кладут валик, а на кисть — полукилограммовый мешок с песком. Стопу парализованной ноги чуть сгибают с помощью валика в колене, стопа упирается во что-либо твердое (рисунок 1). В таком положении можно полежать в течение часа и столько же на здоровом боку. При этом парализованную руку сгибают в плечевом и локтевом суставах и подкладывают под нее подушку, парализованную ногу сгибают в коленном и тазобедренном суставах и тоже кладут на подушку (рисунок 2).

С помощью родственников можно сгибать и разгибать локтевой, лучезапястный и коленный суставы (рисунки 3, 4, 5). Ладони и стопы больного полезно прокатывать на скалке (рисунок 6). Надо заниматься и гимнастикой. Лежа на спине или здоровом боку, больной может сгибать и разгибать руки и ноги, отводить их в сторону, делать ими круговые движения. Функцию кисти улучшает складывание кубиков, пирамидок, лепка из пластилина.

Можно потренироваться в ходьбе в положении лежа на спине. Для этого больной попеременно сгибает и разгибает ноги, стопами скользит по кровати. Встав с постели, следует походить на месте, придерживаясь руками за спинку стула. Чтобы закрепить навык правильно ставить стопы, следует ходить по дорожке с нарисованными на ней следами стоп, а еще лучше, преодолевая 5—15-сантиметровые препятствия, например, поставленные перед контурами стоп дощечки (рисунок 7).

КРОМЕ ТОГО, ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЧРЕЗМЕРНО ПОВЫШЕННОГО МЫШЕЧНОГО ТОНУСА МОЖНО ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ С РАЗРЕШЕНИЯ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА ДЕЛАТЬ УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ:

СИДЯ НА СТУЛЕ

Через год после инсульта

1. И. п. — сесть больным боком к столу, ноги на ширине плеч, положить на стол вытянутую руку. Родственник захватывает одной рукой кисть больного, а другой фиксирует плечо около локтевого сгиба; затем, легко потряхивая, медленно сгибает руку в локте (рисунок 8) и разгибает.

2. И. п. — сесть лицом к столу, ноги на ширине плеч, положить на стол согнутую в локте под прямым углом больную руку ладонью вниз (предплечье вдоль стола) с выпрямленными и разведенными пальцами. Родственник одной рукой прижимает кисть больного к столу, а другой поднимает локоть его руки вверх, легко потряхивая (рисунок 9).

3. И. п. — сесть на стул, ноги на ширине плеч, кисть больной руки с выпрямленными и разведенными пальцами (ладонью вниз) подложить под больное бедро. Родственник, придерживая одной рукой плечо, другой обхватывает локоть больного и выпрямляет руку в локте, легко потряхивая ее (рисунок 10). Важно, чтобы кисть больной руки была плотно прижата к стулу!

4. И. п. — сесть больным боком к спинке стула, подложить под мышку больной руки кисть здоровой, свесить больную руку со спинки стула. Медленно раскачивать ее, постепенно увеличивая амплитуду. Такое же упражнение можно выполнить в положении лежа на спине, на кушетке, свесив вниз больную руку, а здоровой придерживаясь за кушетку.

5. И. п. — как в упражнении 2. Положить больную руку на стол ладонью вниз, пальцы прямые. Родственник, сжав кулак, растирает гребнем пальцев тыльную поверхность кисти больного от кончиков пальцев вверх (рисунок 11).

6. И. п. — то же. Родственник кистью одной руки обхватывает большой палец больного, другой — все остальные и производит максимальное разгибание сложенных вместе четырех пальцев, одновременно отводит и разгибает большой палец больного (рисунок 12). В таком положении кисть следует удерживать в течение 1—3 минут, пока наступит расслабление мышц.

У НЕКОТОРЫХ НАБЛЮДАЮТСЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ: КОГДА ОНИ СГИБАЮТ НОГУ В КОЛЕНЕ, ОДНОВРЕМЕННО СГИБАЕТСЯ БОЛЬНАЯ РУКА В КИСТИ И ЛОКТЕ, ЭТО ПРОИСХОДИТ И ПРИ КАШЛЕ, ЧИХАНИИ. УСТРАНЕНИЮ СОДРУЖЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ СПОСОБСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1. И. п. — сесть лицом к столу, ноги на ширине плеч, положить на стол руки, прижать здоровой кистью больную. Медленно сгибать и разгибать больную ногу в колене (если это трудно, помогать ей здоровой ногой), одновременно удерживая руку в разогнутом положении (рисунок 13).

2. И. п. — то же. Вытянутые вперед руки (кисть больной снизу, здоровой сверху) положить на трость, поставленную сбоку от больной ноги, и удерживать руки разогнутыми. Положить больную ногу на колено здоровой (рисунок 14), вернуться в и. п., положить здоровую ногу на колено больной, вернуться в и. п.

Через год после инсульта

ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ НОГ ПОЛЕЗНЫ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1. И. п. — встать лицом к спинке стула на полшага от него, удерживаться за спинку руками, ноги вместе. Сделать шаг правой ногой вправо, приставить левую ногу. Сделать шаг левой ногой влево, приставить правую. Следить, чтобы стопы были параллельны, а колени полусогнуты.

2. И. п. — встать здоровым боком к стулу, держаться за него здоровой рукой, ноги вместе (больная нога полусогнута в колене). Сделать здоровой ногой небольшой шаг вперед и назад.

3. И. п. — сесть на стул, на носок больной ноги накинуть повязку с петлей узлом наружу, поставить носок здоровой ноги позади пятки больной ноги. Медленно подтягивая повязку вверх, поднимать носок, помогать этому движению здоровой ногой (рисунок 15). Следить, чтобы стопа не подвертывалась вовнутрь.

Каждое упражнение повторяют вначале 5—6 раз, а через три—шесть месяцев — 10 раз.

Восстановление речи

Невропатолог обычно сообщает родственникам, какая форма расстройства речи у больного — сенсорная или моторная афазия. И в том и в другом случае, как правило, нарушаются навыки письма и чтения, а понимание речи через год после инсульта в большинстве случаев частично восстанавливается в результате ежедневного общения больного с окружающими, восприятия на слух радио- и телепередач.

У больных, которые не говорят, следует регулярно тренировать слуховое внимание, устную речь, чтение и письмо. Для таких тренировок можно использовать лото для детей младшего школьного возраста или букварь. Медленно, четко произнося слова, попросите больного показывать сначала по одному предмету, а через некоторое время по два и, наконец, по три. Например: «Покажи вилку; покажи тарелку и хлеб; покажи чашку, сковороду, нож». За один раз ему предлагают показать не более 10—15 предметов, делая небольшую паузу после каждой просьбы. Например: «Покажи то, чем режут (пауза), покажи то, из чего пьют (пауза), покажи яблоко (пауза), покажи морковь…»

Больные обычно лучше понимают задания, когда речь идет о названиях предметов, чем о действиях. Поэтому во время занятий приходится настойчиво повторять, какие действия совершаются с предметами: «Застегни., положи на., положи перед стаканом, в стакан, за стаканом, около стакана».

Если больной неточно сделал то, о чем его просили, подскажите ему, о каких действиях шла речь.

Страдающие сенсорной афазией с трудом различают близкие по звучанию слова. Для них следует сделать схематические рисунки и подписать их: «дом», «том», «бочка», «почка», «дачка», «тачка», «трава», «дрова». Попросите больного показать тот или иной рисунок или подпись. По ходу занятия больному предлагают выписывать из книги или газеты слова, начинающиеся на сходно звучащие буквы, на «б» и «п», на «д» и «т» и т. д. Так постепенно тренируется восприятие звуков речи.

Страдающие нарушением речи, даже незначительно выраженным, испытывают трудности, если около них одновременно говорят два или три человека; больные не в состоянии понять, их. Надо помнить об этом, проявлять такт, говорить медленно и не всем сразу.

При моторной афазии понимание речи тренируется во время произнесения слов. Чем лучше больной научится их произносить, тем лучше начинает понимать речь окружающих Если он не в состоянии повторить отдельные слова, следует видоизменить занятия: пусть больной произносит вместе с обучающим, смотря на его губы, названия чисел от одного до десяти, названия дней недели, месяцев. В течение одного занятия эти названия повторяют не более 5—6 раз! Попробуйте петь вместе песни, которые больной знает. При этом он также должен смотреть на губы поющего. Как только больной начнет правильно выговаривать слова, попросите его повторять простые, обиходные предложения: «закрой дверь», «дай носовой платок», «принеси стакан воды».

Желательно показать ему сюжетные рисунки, картинки из книг для детей, юмористических журналов. Обучающий в тетради четким почерком простыми предложениями описывает сюжет картинки. Больной сначала должен несколько раз услышать то или иное предложение, прочитать в тетради, четко написанные подписи к картинке (например: «На улице холодно. Листья падают с деревьев. Дети идут в школу»).

Если больной с трудом читает эти предложения, можно сделать так: пусть он читает каждое слово вслух, закрывает написанное листом бумаги, а затем записывает его по памяти. После чего вновь читает и исправляет допущенные ошибки. Раз от раза списывание и произнесение становятся более точными. Одновременно улучшается понимание речи, чтение и письмо под диктовку.

Можно помочь больному вспомнить необходимые слова, подсказывая ему эпитеты. Например: «демисезонное (пальто); я мою руки туалетным (мылом)». Так, подсказывая слово за словом, помогайте больному составить по картинкам предложение. В более тяжелых случаях приходится показывать артикуляцию отдельных звуков: а, о, у, м, п и других. Из них затем составляют простейшие слова. А со временем осваивают более сложные и из них уже строят вместе с больным отдельные фразы. Если у человека полностью нарушена способность писать, ему предлагают воспроизвести лишь часто употребляемые слова (дом, суп, чай, рука, каша, очки, окно), имена близких людей. Он должен видеть каждое из этих слов написанным, а затем сложить их из букв разрезной азбуки. Со временем он научится складывать более сложные слова. Что делать, если больной неправильно произносит окончания существительных и глаголов, пропускает или заменяет предлоги? Поставьте ему наводящие вопросы, например; «Кто пишет письмо? (Сын). Что сын пишет? (Письмо). Кому он пишет письмо? (Отцу). О чем он пишет письмо? (О своих делах)».

Строить предложения больным помогает нарисованная в тетради схема, хорошо известная всем со школьных лет; подлежащее+сказуемое+дополнение. Побуждайте больного заниматься самостоятельно. Дайте ему 5—6 упражнений на заполнение пропущенных букв и слов. Например: «Дети идут… школу. Дерево стоит около… Птица… из клетки. Дети возвращаются из лес…»

Восстановлению устной речи способствует чтение вслух небольших (6—12 строчек) рассказов. Их больной может пересказать сначала с помощью наводящих вопросов, а позже самостоятельно.

Чем лучше он говорит, тем сложнее должен быть текст для чтения и пересказа. Относительно хорошо говорящие могут писать сочинения по сложным рисункам, репродукциям картин, пересказывать содержание телепередач, статей из журналов, затем с помощью родственников исправлять свои ошибки. Телепередачи больному рекомендуется смотреть не более двух часов в день. Лучше выбирать те, что вызывают положительные эмоции — художественные фильмы, передачи о животных, а любителям спорта — репортажи со спортивных соревнований. Больной невольно их комментирует, и это, несомненно, приносит пользу.

Занятия с больным требуют терпения и такта. Не исправляйте сразу все его ошибки, а лишь часть (из 10—3 или 4). Одобрите, похвалите за самые малые успехи.






Понравилась статья? Поделитесь ей с Вашими друзьями и знакомыми, нажав кнопку вашей любимой социальной сети


0
Нравится


Загрузка ...

Подпишитесь на бесплатную рассылку клуба «100 лет», и получите книгу Адама Джексона
«Золотые правила здоровья»
!
Узнать подробнее…

#
100% защита от спама!
Подписчиков:






Внимание! Прежде чем воспользоваться приведенными на сайте советами, проконсультируйтесь с Вашим лечащим врачом.
Contact Us CareerCenter Heath Services Medical Education Mission & Values Health Plans